12 май 2024г.
Просмотров: 921
Система охлаждения авто: назначение, неисправности и уход
Система охлаждения двигателя представляет собой набор механизмов, предназначенных для поддержания оптимальной температуры двигателя внутреннего сгорания (ДВС) во время работы. Перегрев может вывести ДВС из строя, так как его компоненты функционируют правильно только до определённой температуры. Лишнее тепло отводится в окружающую среду.
Переохлаждение также негативно сказывается на ДВС. В этом случае масло не может эффективно смазывать движущиеся части, что приводит к их быстрому износу. Кроме того, мощность двигателя снижается, а расход топлива увеличивается. Поэтому в системах охлаждения ДВС предусмотрены устройства, ускоряющие прогрев двигателя в холодных условиях.
Какие функции может выполнять система охлаждения двигателя
В двигателях с системой рециркуляции отработавших газов для снижения токсичности выхлопа система охлаждения понижает температуру этих газов перед их возвратом в цилиндры. В турбонаддувных двигателях для повышения эффективности система охлаждения уменьшает температуру воздуха, сжатого компрессором, перед его поступлением в цилиндры. В высокомощных двигателях, подверженных высоким температурам, система охлаждения может включать масляный радиатор, чтобы предотвратить потерю маслом своих смазывающих свойств. Система охлаждения также обеспечивает работу отопителя салона.
Неисправности системы охлаждения
Компоненты жидкостной системы охлаждения ДВС достаточно просты, но не вечны, особенно в условиях постоянного воздействия высоких температур. Несвоевременное выявление поломок может привести к ремонту системы охлаждения.
Какие проблемы встречаются чаще всего?
- Со временем резиновые шланги и их соединения под хомутами начинают протекать. Допустимо использование как винтовых, так и проволочных (пружинных) хомутов. Последние более эффективны, так как компенсируют тепловое расширение патрубков, обеспечивают равномерное давление обжима и долговечны. Однако они дороже и требуют демонтажа патрубков и слива антифриза для установки.
- Течь радиатора также является распространённой проблемой. Радиатор подвергается воздействию камней и антигололедных реагентов. Для временной герметизации можно добавить в антифриз сухую горчицу, которая закроет микротрещины. Однако после этого систему нужно тщательно промыть, чтобы горчичные пробки не забили каналы. Такой же кратковременный эффект дают и специальные герметики.
- Течь сальника помпы ведёт к снижению уровня антифриза и износу подшипника насоса из-за вымывания смазки. Об износе подшипника свидетельствует характерное подвывание.
- Клапан термостата может застрять в крайнем или промежуточном положении. Если клапан закрыт, двигатель перегреется, что может привести к его выходу из строя. Если клапан постоянно открыт, двигатель не прогревается, что ведёт к его износу, увеличенному расходу топлива и неработающей печке.
- Зависание клапана в крышке расширительного бачка в одном положении также может привести к проблемам. Открытый клапан не позволяет создать в системе избыточное давление, и антифриз закипает при более низких температурах. Закрытый клапан приводит к чрезмерному давлению, что может вызвать протечки и разрывы патрубков. При остывании двигателя в системе возникает разрежение, что вызывает подсос воздуха через прокладки и соединения, нарушая циркуляцию антифриза. Регулярный осмотр крышки на наличие грязи, накипи и ржавчины, а также проверка работоспособности клапана помогут избежать этих проблем. При сжатии клапана должен быть слышен свист, а при отпускании — шипящий звук.
Уход за системой охлаждения
Для поддержания системы охлаждения в хорошем состоянии следуйте простым рекомендациям:
- Соблюдайте график замены охлаждающей жидкости. Хотя единых стандартов для антифризов разных производителей не существует, обычно охлаждающую жидкость меняют каждые пять лет, так как со временем она теряет свои свойства.
- Регулярно проверяйте компоненты системы на наличие утечек антифриза.
- Следите за состоянием крышки расширительного бачка.
- При замене помпы обновляйте и охлаждающую жидкость.
- Промывайте систему перед заменой охлаждающей жидкости, если двигатель перегревался или отопитель работал недостаточно эффективно. Это также следует сделать при использовании некачественного антифриза или герметиков.